Мог ли «Калифорниэн» успеть к тонущему «Титанику»?

Мог ли «Калифорниэн» успеть к тонущему «Титанику»?

Неоказание помощи тонущему «Титанику» - главное обвинение, звучащее вот уже более ста лет в сторону капитана «Калифорниэна» Стэнли Лорда. Действительно, на борту его судна видели ракеты, о них докладывали и самому капитану, но судно не двинулось с места до утра. Но давайте представим, что могло быть, если бы активные действия были предприняты сразу после того, как на «Калифорниэне», дрейфующего у кромки льда в 11-13 милях к северо-западу от погибающего пассажирского лайнера, заметили первые сигналы бедствия с «Титаника»? Мог ли Лорд действительно спасти тысячи погибающих людей?

Хронология, впервые представленная в работе коллектива авторов «Report Into the Loss of the SS Titanic: A Centennial Reappraisal» (History Press Limited, 2011), начинается с момента, когда на «Калифорниэне» замечают первую ракету «Титаника»:

00:57 - Второй офицер Стоун видит сигнальную ракету белого цвета, запущенную с капитанского мостика Титаника». Пока он не понимает, что это может быть.

1:02 - Вторая сигнальная ракета взмывает в воздух. Стоун незамедлительно идет к телефонной трубке, сообщает капитану Стенли Лорду о «странных огнях», которые показались ему сигналами бедствия, и настаивает, чтобы тот поднялся на палубу. Стоун возвращается на мостик и переводит рукоятку машинного телеграфа в положение «Stand-by» («Приготовить машины»).

1:07 - Капитан Лорд поднимается наверх и сам наблюдает сигнальные ракеты, запускаемые с определенным интервалом. Он принимает решительные меры: отдает приказ в машинное отделение «средний вперед» и разворачивает грузопассажирское судно по направлению к пароходу, сигнализирующему о бедственном положении. Лорд просит Стоуна разбудить единственного радиста Сирила Эванса, чтобы тот проверил обстановку в эфире.

1:12 - На скорости шесть узлов «Калифорниэн» осторожно продвигается вдоль кромки ледового поля. На баке и мостике выставлены дополнительные впередсмотрящие. Эванс принимает сигнал SOS, отправленный с тонущего «Титаника», и относит сообщение с координатами на мостик капитану. Лорд просит радиооператора уточнить координаты, поскольку полученная с «Титаника» позиция, северо-восточнее и удалена на 17 миль, от места их временной остановки, где они наблюдали сигнальные ракеты. Лорд обеспокоен тем, что пароход, запускающий эти ракеты, не похож на огромный пассажирский лайнер, скорее — на малотоннажное грузовое или промысловое судно. Тем временем, старший помощник капитана Джордж Стьюарт собирает матросов для подготовки спасательных шлюпок к спуску.

1:17 - Тем временем на «Титанике» Смит просит радистов передать «Калифорниэну», что сигнальные ракеты, видимые на юго-востоке, запускают с «Титаника», проигнорировать полученные ранее координаты и держать курс, ориентируясь по свету огней.

1:22 - Несмотря на озадаченность по поводу ошибочных координат, Лорд поручает Эвансу сообщить «Титанику», что они выпустят пару сигнальных ракет, чтобы идентифицировать друг друга. Пока нет точной информации о тонущем судне, Лорд не спешит разгонять пароход до максимальной скорости, учитывая курс, проходящий параллельно ледовому полю.

1:27 - Эванс докладывает, что с борта «Титаника» были замечены их сигнальные ракеты, и «судно быстро тонет с дифферентом на нос», после чего Лорд решительно отдает команду «полный вперед». «Калифорниэн» постепенно развивает скорость до 13 узлов, увеличивая частоту оборотов винтов с 35 до 70 об/мин.

1:57 - Эванс доставляет на мостик сообщение от «Титаника»: «Сажаем детей и женщин в шлюпки, долго не продержимся». До обреченного «Титаника» остается всего 4-5 миль, серьезность ситуации кажется очевидной. «Калифорниэн» продолжает сокращать расстояние, покрывая одну милю за пять минут.

2:12 - Пароход «Лейланд Лайн» находится в миле от «Титаника». Лорд отдает приказ «стоп» в машинное отделение, не решаясь в целях безопасности подходить близко к тонущему судну. Он просит старпома Стьюарта быть готовыми ко спуску шести спасательных шлюпок общей вместимостью 218 человек. Полубак «Титаника» уже затоплен, начинает нарастать агония – сбившиеся в кучу мужчины прикладывают усилия, чтобы спустить складные шлюпки «А» и «В» с крыши офицерской надстройки. Радисты Брайд и Филлипс передают в радиоэфир последний – чуть различимый сигнал SOS и покидают рубку.

2:17-2:19 – «Калифорниэн» продолжает замедляться, находясь в полумиле от «Титаника». Внезапно тонущий лайнер «Уайт Стар Лайн» погружается во тьму и разделяется на части. Ошеломленный капитан Лорд в ту же минуту отдает команду на машинный телеграф «полный назад», чтобы окончательно остановить судно. В течение последних 2-3 минут, корма «Титаника» совершает оборот и полностью погружается.

2:22 - Шесть спасательных шлюпок «Калифорниэна» скользят вниз по талям. Каждая из них укомплектована пятью членами экипажа – четверо на веслах и один на румпеле. Неожиданно темноту озаряет зеленый фальшфейер, запущенный офицером Боксхоллом из аварийной шлюпки №2.

2:27 - Ночной ледяной воздух наполняется несмолкающим стоном и мольбами о помощи замерзающих людей. Гребцы с «Калифорниэна» налегают на весла, направляясь к «кругу смерти».

2:32 - Первая шлюпка «Калифорниэна» достигает места крушения. Протяжный гул людей, борющихся за жизнь уже пятнадцать минут, начинает утихать. Многие из них сейчас находятся в бессознательном состоянии или на грани полного истощения.

Представленный выше сценарий развития событий можно назвать довольно оптимистичным. Если брать в расчет ошибочные координаты, в которых «Титаник» переместили на 13,5 миль северо-западнее от действительного местоположения, картина прибытия спасителя «Калифорниэна» не выглядела бы столь радужно. В данном сценарии не учитывается и тот факт, что грузопассажирский пароход мог встретить на пути к обреченному лайнеру айсберги или дрейфующие гроулеры, которые вынудили бы замедлить ход. Напоследок, немногие представляют сложность спасательной операции в ночное время суток в открытом океане. Темнота стала бы не только существенной помехой для поиска рассредоточенных спасательных лодок, лишенных масляных фонарей, но и угрозой для шлюпок, которых могли бы не заметить с борта «Калифорниэна» и потопить.

Тем не менее, если бы гребцы судна-спасителя приложили максимальные усилия и провели эффективную поисково-спасательную операцию, задействовав помощь физически крепких выживших людей, количество дополнительно спасенных могло равняться около сотне человек. Главный фактор, работавший против всех – время. Шлюпки «Калифорниэнина» прибыли бы к людям в воде уже после того, как «Титаник» ушел под воду. В большинстве случаев при температуре воды от 0 до -2°С летальный исход наступает после 15-20 минут пребывания в ней, поэтому даже прибытие «Калифорниэна» не смогло бы спасти от гибели более тысячи человек.

 

 

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"