Ты мужчина и спасся с «Титаника»? Теперь оправдывайся и стыдись
Оказавшись на тонущем «Титанике», ты можешь быть сколь угодно благородным и храбрым мужчиной, который помогает сажать в шлюпки женщин и детей, вызывается оплатить команде компенсацию за утраченную форму или садится за весло по приказу офицера – стоит тебе спастись в шлюпке, и для общества ты навсегда становишься изгоем и недостойным звания джентльмена. Таковы были неписанные законы эдвардианской эпохи, и многие спасшиеся мужчины, особенно из первого класса, до конца жизни ощущали на себе осуждение общества.
Среди них был Майор Артур Пошан, спустившийся в шлюпку №6 по приказу офицера Лайтоллера. Майору уже на «Карпатии» пришлось попросить офицера написать ему официальную расписку о том, что он, майор, оказался в шлюпке «не по своей воле»:
«Майор Артур Пошан сел в шлюпку по моему приказу, так как мне требовался моряк, и он доказал это, а также то, что был храбрым мужчиной».
Но даже такой официальный документ не всегда помогал, и Пошан рассказывает, что «Женщины с осуждениям смотрели на меня, сильного здорового мужчину, который спасся в шлюпке, в то время как их мужья, сыновья и братья пошли на дно».
«Как это ВАМ удалось спастись?» - именно с таким вопросом, по воспоминаниями Рут Бекер-Бланшар, овдовевшие жены не раз подходили к спасенным мужчинам на «Карпатии». Мужчины не знали, куда себя деть и спрятаться от общественного осуждения и собственной совести. По словам пассажирки первого класса Хэлен Кэнди, мужчины искали различные оправдания своему спасению, кто-то даже использовал довольно радикальные. Так, пассажир Альфред Нурни, путешествовавший под псевдонимом Барон фон Драхштедт, на вопрос «Дорогой Барон, как же вам удалось спастись вместе с женщинами в шлюпке?» отвечал, что хотел бы посмотреть на того, кто ему помешал бы это сделать, доставая припрятанный револьвер (хотя на самом деле он спасся в самой первой шлюпке №7).
Маргарет Браун также вспоминала, что каждый мужчина, у которого интересовались, как же он спасся, отвечал «так смущенно, будто это спасение лежит на них несмываемым пятном». На «Карпатии» она встретила двух мужчин, которые чувствовали себя настолько виноватыми из-за факта своего спасения, задаваясь вопросом «места каких погибших женщин они заняли в шлюпках», что почти все время старались прятаться от взглядов окружающих, приходя лишь отобедать. Возможно, именно поэтому впоследствии многие мужчины, севшие в шлюпки, рассказывали, что были спасены из воды либо сами выбрались на смытые шлюпки. Но даже этот факт не избавлял от осуждающих взглядов эдвардианского общества.
На фото: сцена на палубе «Карпатии» утром 15 апреля 1912. Спасенные изможденные пассажиры «Титаника» расположились в палубных шезлонгах, в основном это женщины. Мужчины стараются держаться в сторонке.
Фото (c) International News Service/ Paul Lee Titanic Pages
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"