Воскресший «русский пассажир Титаника» Михаил Жадовский

Воскресший «русский пассажир Титаника» Михаил Жадовский

История «пассажира» «Титаника» русского дворянина Михаила Михайловича Жадовского, ценой своей жизни якобы спасшего пассажирку Жозефину Де Ля Тур, давно стала нашим местным «титаническим» мифом. Этот миф регулярно появляется в газетных статьях и книгах, порой даже сами потомки Жадовского дают интервью о трагической, но геройской гибели своего предка.

Как известно, история это – выдумка от начала и до конца. Благодаря сохранившимся документам, известны все 2208 человек, находившихся на борту «Титаника», и среди них ни разу не встречается ни фамилии Жадовского, которого, согласно легенде, по знакомству взяли кассиром на борт лайнера, ни некой спасенной им Де Ля Тур. Более того, должность кассира в первом классе довольно заметная, и нанимать такого человека должен был не кто иной, как сам главный казначей Хью Макэлрой – и снова, как можете догадаться, никаких документальных подтверждений тому не было.

Интересно, что корни мифа оказались ровесниками гибели «Титаника» - уже в апреле 1912 года о «героическом поступке» Жадовского появились первые заметки в российских газетах. Однако историк и биограф семьи Жадовских Николай Кульбака обнаружил, что еще в 1902 году Жадовский за растрату был заключен в тюрьму с лишением всех по состоянию присвоенных прав и преимуществ, по отбытии наказания причислен к обществу мещан. Легенду о пребывании на «Титанике» историк также полностью отвергает: «Во-первых, никаких знакомств у 56-летнего отставного капитана не было. Во-вторых, едва ли он без денег смог бы попасть в Европу, а их у него не было, ибо жена попала в приют для бедных дворян. В-третьих, в списках команды и пассажиров нет ни его, ни француженки Жозефины. Так что единственная гипотеза, которая казалась убедительной, следующая – родственники решили прикрыть неблаговидные деяния героической гибелью».

Недавно историк совершенно случайно наткнулся на неожиданное продолжение истории опального капитана армии. Ему на глаза попалась заметка, озаглавленная «Жертвы войны» в газете Вечернее время 1914. - 23 сентября (№ 886) – и она, как вы могли догадаться, снова была о Михаиле Жадовском. В ней сообщалось, что «На шестидесятом году от рождения смертью героя пал в бою капитан гвардии Михаил Михайлович Жадовский». Тот самый кассир, что героически уступил место и утоп за два года до этого на «Титанике», «…в последнем бою бросился с горстью солдат, чтобы овладеть неприятельским пулеметом, но как затем передали очевидцы, в ту минуту, когда старый герой положил руку на пулемет, он был сражен несколькими пулями». Чудесное воскрешение? Скорее, попытка обелить себя и придумать альтернативную историю своей неудавшейся жизни.

Николай Кульбака дает исчерпывающий комментарий об обнаруженной им заметке, поводя итог всей истории «Мифа о Жадовском»: «Единственная правдоподобная версия такого «воскрешения» состоит в том, что автором всех заметок о героическом капитане Жадовском был сам отставной капитан. Забытый и разжалованный, он видимо мечтал о героической смерти, чтобы смыть позор разорения и суда. В какой-то момент он решил оставить о себе потомству память с помощью писем в газеты. И надо сказать, что это ему во многом удалось. Честно говоря, мне его немного жаль».

 

Заметка, сообщающая о повторной гибели Михаила Жадовского