Поведение рулевого Роберта Хитченса: банальная невоспитанность или страх перед происходящим?

Поведение рулевого Роберта Хитченса: банальная невоспитанность или страх перед происходящим?

Прежде никогда не работавший на трансатлантической линии 29-летний рулевой Роберт Хитченс в 1:10 ночи был назначен ответственным за спасательную шлюпку № 6. Ещё час тому назад вахтенный квартирмейстер, подавляя в себе панику и внутренний страх, неистово налегал на штурвал до упора, в надежде избежать рокового столкновения. Теперь же ему поручили жизнь 23 человек, включая трёх мужчин - впередсмотрящего Фредерика Флита, канадского майора Артура Пошана и молодого ливанца Фахима Занни, прыгнувшего в шлюпку в процессе спуска, сломав при этом руку.

Концентрация стресса нарастала с каждой минутой, отсутствие морского североатлантического опыта постепенно выбивало его из профессиональной колеи. Устроившийся на корме у румпеля напуганный Хитченс принялся командовать действиями Флита и Пошана - двумя мужчинами физически способными грести. «Торопитесь. Эта посудина скоро затонет!» - нервно приказывал рулевой. С этого момента начинает формироваться образ антигероя Хитченса, вошедший в анналы истории «Титаника».

С борта обреченного парохода послышался пронзительный свисток и голос капитана Смита, приказывающего в алюминиевый мегафон вернуться и взять на борт пассажиров. «Рулевой Хитченс проигнорировал приказ капитана, заявив во всеуслышание: «Это наши жизни, а не их», - вспоминал майор Пошан. И повинуясь инстинкту самосохранения, «обезумевший от страха» рулевой, стал погонять измотанных гребцов как можно сильнее налегать на весла. Вскоре двух мужчин сменили продрогшие женщины – по две на каждое весло, заправляла которыми инициативная Маргарет Браун, устранив от командования оцепеневшего от ужаса Хитченса.

После окончательного затопления «Титаника» слышались стоны и мольбы о помощи умирающих, но аффективный страх окончательно одурманил разум «трясущегося, как осиновый лист» Хитченса. На просьбы женщин вернуться в «круг смерти», где погибают их мужья и отцы, психически напряжённый рулевой начал ругаться и живописно рисовать картины предсмертной агонии, как «безумные тонущие жертвы намертво вцепятся за борта шлюпки и перевернут её». Бросаясь неуместными предположениями среди будущих вдов, непреклонный Хитченс наотрез отказался возвращаться. Возмущенный его бесчеловечностью, майор Пошан сказал дамам: «Бесполезно спорить с этим человеком. Лучше вовсе с ним не вступать в диалог».

В конце концов, пассажиры шлюпки направились к отблеску огня, мерцавщему на горизонте. Все это время, ослепленный животным страхом, закутанный в пледы Хитченс, словно «жук в коврике», продолжал «извергать тираду ужасов» об их безысходном положении в открытом океане – «в сотнях милях от берега, без пищи, пресной воды и защиты от холода, а случае шторма - они беспомощны». Подытожил свой монолог утопическим выводом, что все погибнут либо от утопления, либо от голода. Хитченс продолжал через страх демонстрировать свою «компетентность», после того, как рядом поравнялась шлюпка № 16, приказав сушить весла, но замершие женщины настаивали на движении.

Несмотря на протесты оцепеневшего рулевого, Маргарет Браун отдала весла пересевшему к ним в шлюпку кочегару в легком хлопковом одеянии и пригрозила Хитченсу, что скинет его за борт, если тот приблизится к ней. После словесной перепалки с кочегаром о хамстве в адрес женщины Хитченс, наконец, смирился со своим положением и умолк. Реакция человека на экстремальную ситуацию абсолютна индивидуальна.

Для того, чтобы собраться в тяжелой обстановке, человек должен перестроить всё свое существо – скорость реакций, стиль поведения, систему ценностей и отношений к окружающем людям и самому себе, в соответствии с её требованиями. Но, видимо, психологическая готовность Роберта Хитченса оставляла желать лучшего, человек недостаточно сильный духом не смог адаптироваться к неблагоприятным внешним воздействиям. Винить его в этом ни коем образом нельзя, ведь неизвестна ваша реакция, окажись вы в аналогичной ситуации.

 

 

1920-е. Роберт Хитченс в окружении прекрасных дам

 

Шлюпка №6 направляется к "Карпатии"

 

 

Стоящий на корме человек, закутанный в темный плед, и есть Роберт Хитченс

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"