Откровения капитана затонувшего парохода «Лаурентик»

Откровения капитана затонувшего парохода «Лаурентик»

В этот день, 103 года назад, во время транспортировки войск в Галифакс, находясь в двух милях от берегов Ирландии, SS Laurentic (1908) – однотрубный пароход компании «Уайт Стар Лайн» наскочил на мины и затонул, унеся жизни 367 человек. Потери во флоте в период тяжелого военного времени вполне предсказуемы и редко сохраняются в памяти людей в виду их большого количества, за исключением особо трагических или исторически значимых.

Гибель транспортного судна Его Величества «Лаурентика», как и «Титаника», разворачивалась в ледяных водах Атлантического океана. Несмотря на успешную эвакуацию пассажиров и экипажа, жертв избежать не удалось. Практически в каждой спасательной шлюпке обнаружили окоченевших людей, погибших от воздействия гипотермии из-за тяжелых погодных условий (сильный ветер и мороз). Выживших было бы больше, если бы не суровая погода, так, например, в лодке, поднятой на борт в полдень 26 января, насмерть замёрзли 17 человек. В другой шлюпке было всего пять выживших из двадцати.

На судебном слушании главным свидетелем выступил капитан парохода Реджинальд Артур Нортон, который в деталях рассказал о кораблекрушении и о трудностях выживания людей, оказавшихся в открытом море в холодном январе. Выдержка из судебного слушания представлена ниже:

- Расскажите о том, как произошёл взрыв.

Капитан Нортон: «Судно прибыло в порт утром 25 января и снова вышло в море после пяти часов вечера того же дня. На борту находилось 470 человек. Я дежурил на мостике, когда в 17:55 в носовой части судна с левого борта раздался взрыв, а через двадцать секунд последовал второй в районе машинного отделения. Мы шли на полной скорости, поэтому не видели никаких подозрительных огней. Я отдал приказ на реверс, распорядился принести сигнальные ракеты и начать запуск. Матросы приступили к расчехлению спасательных шлюпок. Второй взрыв спровоцировал остановку динамо-машин, пароход погрузился во тьму, и передача сигнала бедствия по телеграфной связи стал невозможной.

- Как вы думаете, что было причиной взрыва?

Капитан Нортон: «Подозреваю, подводные мины. Точно не могу сказать. Мужчины дисциплинированно заняли места в шлюпках, на борту не было паники и суеты.

- Как проходила эвакуация?

Капитан Нортон: «Примерно через 45 минут после взрыва, и прежде чем я покинул пароход, мы обошли палубы вместе со старшим стюардом, у которого был электрический фонарик, и убедились, что на борту не осталось людей. Судно очень низко сидело в воде, казалось, через несколько минут оно полностью погрузиться, поэтому офицер, ответственный за спуск последней шлюпки, которую задержали до моего возвращения, решено было в целях безопасности спустить на воду.

- Были ли на борту убитые люди?

- Капитан Нортон: «Возможно кто-то погиб в машинном отделении. Я знаю, что из котельных рабочие быстро поднялись на шлюпочную палубу. К сожалению, январский холод забрал жизни многих людей, находившихся в спасательных шлюпках, которые были перегружены или протекали. Хочу выразить благодарность капитанам траулеров, своевременно пришедших на помощь. Лодка, в которой я находился, была полна воды, когда её подобрал экипаж траулера в час ночи следующего дня. Все люди в этой шлюпке выжили. Траулеры прибыли через пару часов после сообщения о бедствии. Естественно, я покинул пароход последним.

 

10 сентября 1908 года. Cпуск на воду проекта №394 - "Лаурентика"

 

"Лаурентик" на ходовых испытаниях

 

На карте отмечен пройденный путь незаконченного рейса "Лаурентика". Из Банкраны (Ирландия) до местоположения эскорта, который должен был примкнуть у входа в бухту Лох Суилли

 

Корабельная рында "Лаурентика"

 

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"