Как опускали за борт центральный якорь «Титаника»?

Как опускали за борт центральный якорь «Титаника»?

Центральный якорь «Титаника» типа Холла, размещённый в нише на баке, был самым большим среди других пяти якорей, находящихся на борту. Согласно данным из небезызвестной записной книги конструктора Томаса Эндрюса, вес якоря составлял 15, 625 длинных тонн (15, 875 метрических тонн). Размеры также были внушительными – 5,1 м в длину и 3,1 в ширину. Для извлечения якоря из «колодца» использовали якорный кран, установленный позади него, который имел радиус поворота до 5 метров. Его цель заключалась в том, чтобы поднять центральный якорь из «колодца» и опустить его за борт.

На палубе «С» под якорным краном была размещена огромная катушка с намотанным на неё стальным тросом. Катушку приводил в движение один из паровых брашпилей на этой палубе, который использовался для питания лебёдок. К якорной шлюпбалке, как его ещё называли, прикрепляли тросы, протянутые от кабестанов. Стальной трос использовался при спуске и подъеме центрального якоря непосредственно после того, когда убирались снасти якорного крана и управление им переходило на катушку. Многие думают, что якорь просто поднимали краном и вываливали за борт, но процедуры спуска центрального якоря были относительно сложными из-за ограничений пространства в области якорного «колодца».

Теперь, когда нам известны основные элементы, задействованные в подъёме центрального якоря, можно поэтапно изложить сам принцип спуска:

1) Матросы снимали защитную заглушку, предохраняющую клюз от заливания забортной водой.
2) Через открытый клюз вытравливали стальной трос. В это время с обоих бортов снимали портативное леерное ограждение, убирали решётку, расположенную над якорным «колодцем», а также освобождали якорь от предохранительных зажимов.
3) Матрос опускал абордажный крюк за борт до уровня местоположения клюза, чтобы подцепить стальной трос. С помощью лебёдки, подхваченный трос, протягивали до якорного «колодца».
4) Коуш троса (треугольная оправка из металла с жёлобом на наружной стороне) цепляли к звеньям центрального якоря. Также якорные скобы соединяли со снастями крана.
5) Сначала якорным краном за верхнюю скобу приподнимали веретено якоря и удерживали в вертикальном положении. Подъём осуществлялся до тех пор, пока якорь не был вытянут вперёд.
6) Стрелу якорного крана вращали по часовой стрелке, а вместе с ней поворачивался якорь, который подтягивали к краю левого борта. Веретено с закреплённым на нём стальным тросом опускалось вниз. Медленно и методично якорь снижали до уровня якорного клюза.
7) С верхней палубы протягивали верёвочную лестницу, чтобы матрос спустился по ней и снял такелаж якорного крана со скоб.
8) По окончании процедуры матрос поднимался на палубу, лестницу и якорный такелаж убирали. Затем якорь без дополнительной поддержки опускали за борт и натягивали, а избыточную длину стального троса наматывали на катушку.

 

Центральный якорь в "колодце". Позади виднеется основание якорного крана.

 

Центральный якорь Холла "Британника". На снимке наглядно представлены его габариты в сравнении со стоящим позади человеком

 

Слева: якорный кран "Олимпика". Справа: стрелкой отмечена заглушка, установленная в клюзе.

 

 

Катушка со стальным тросом, снизу представлено местоположение - палуба "С", под баком.

 

 

С обоих бортов снимали портативное леерное ограждение, убирали решётку, расположенную над якорным «колодцем», а также освобождали якорь от предохранительных зажимов (они отмечены стрелками).

 

Через открытый клюз вытравливали стальной трос. Матрос опускал абордажный крюк за борт до уровня местоположения клюза, чтобы подцепить стальной трос. С помощью лебёдки, подхваченный трос, протягивали до якорного «колодца».

 

Сначала краном за верхнюю скобу приподнимали веретено якоря и удерживали в вертикальном положении. Подъём осуществлялся до тех пор, пока якорь не был вытянут вперёд.

 

Стрелу якорного крана вращали по часовой стрелке, а вместе с ней поворачивался якорь, который подтягивали к краю левого борта.

 

Веретено с закреплённым на нём стальным тросом опускалось вниз. Медленно и методично якорь снижали до уровня якорного клюза.

 

С верхней палубы протягивали верёвочную лестницу, чтобы матрос спустился по ней и снял такелаж якорного крана со скоб.

 

 

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"