«Британнику» 106 лет
106 лет назад, 26 февраля 1914 года, в 11 часов 15 минут со стапеля верфи «Harland and Wolff» был спущен на воду последний из трио «Олимпик»-класса - «Британник».
«Британник» на стапеле
Приготовления к спуску начались еще за несколько дней. Под лайнером оставили только необходимый минимум подпорок, на 235 метров спусковых дорожек было нанесено 20 тонн особо скользкого состава, а многотонные цепи, сложенные с обоих бортов, были готовы «поймать» корпус после спуска на воду. Погода была довольно серой, промозглой и туманной, что не мешало огромному количеству зевак собраться на всех возможных точках, откуда можно было видеть это невероятно волнующее событие.
Огромный корпус «Британника» готов к спуску на воду
После того, как был убран предохранительный курок, а огромные поршни придали движение корпусу, «Британник», казалось, не спешил скользить по стапелю: с него он сошел медленнее, чем два предыдущих лайнера класса. Спустя 81 секунду 24800-тонный корпус под действием собственного веса спустился в воды реки Лаган.
«Британник» не ждала долгая и плодотворная служба «Олимпика», несмотря на то, что он должен был стать самым мощным, роскошным и безопасным - «короной» трио. Судьба оказалась жестокой, в эксплуатации судно не пробудет даже года - всему виной Первая Мировая, которая начнется через четыре месяца, 28 июля 1914 года. «Британник» никогда не пересечет Атлантику, будет служить Королевским госпитальным судном (от этого и приставка HMHS), а 21 ноября 1916 года погибнет после подрыва в Средиземном море недалеко от острова Кеа. В отличие от «Титаника», «Британник» лежит на сравнительно небольшой глубине, доступной для дайвинга - 122 метра, меньше половины собственной длины судна. Если бы лайнер возможно было поставить как свечку, он поднимался бы из воды практически на 150 метров, что сопоставимо с высотой здания штаб-квартиры «Газпрома» в Москве.
На момент спуска, судно представляет из себя корпус, поэтому буксиры подводят «Британник» к причалу, где будет проходить достройка
Примечателен тот факт, что «Британник» со всеми обновлёнными системами живучести продержался на воде 55 минут. Против судна сыграли многие факторы, среди них - открытые иллюминаторы и перекошенные от взрыва направляющие водонепроницаемых дверей, которым не удалось опуститься. Гибель парохода не оказала такого влияния на мир и судоходство, как катастрофа «Титаника», что связано как с довольно успешной эвакуацией, так и с тем, что гибель судна в мирное и военное время воспринимается несколько иначе.
«Британник», после спуска на воду
«Британник» был незаслуженно забыт в череде потерь великой войны, однако спустя годы историческая память вернула его на заслуженное место в мировой истории. Наше сообщество также помнит об этой вершине мысли белфастских корабелов, и мы предлагаем вам ознакомиться с циклом статей, посвященных "Британнику":
1. История постройки Британника
3. Документальный фильм Загадки «Британника»
4. Сенсация: опубликовано возможное настоящее фото гибели «Британника»!
5. «Британник» покидает Неаполь - до катастрофы 2 дня
6. Начало последнего рейса «Британника». Каким запомнился этот день?
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"