Каково это – погружать туристов на «Титаник»? Рассказ очевидца
10 июля 2005 года во время одной из туристических экспедиций на место гибели «Титаника» был установлен мировой рекорд по самой глубоководной автограф сессии в истории. Случилось это на борту российских «Миров».
«Мир 1» находился на дне океана рядом с обломками затонувшего лайнера. Командиром глубоководного обитаемого аппарата был Анатолий Сагалевич, туристы на борту - две женщины: американка Фран Капо (Fran Capo), писатель, путешественник и самая быстроговорящая женщина в мире согласно книге рекордов Гиннеса, а также гражданка Японии по имени Масао (Masayo Goto). Для Фран Капо это погружение стало знаковым. Она вспоминает в своем дневнике:
«Я понимала, что с того момента, как я поднялась на Килиманджаро, прошёл ровно один год. Я покорила гору в тот же день, в 10 утра. И сегодня в 10 утра мы должны коснуться воды. Вот так с высочайшей точки земли в глубины океана практически в одно и то же время.
Спуск длился три с половиной часа. Корпус «Мира» покрылся конденсатом, небольшие лужицы сформировались у основания каждого иллюминатора. Хорошо, что я знаю, что это конденсат, иначе подумала бы, что «Мир» протекает. Анатолий говорит, что мы уже рядом с «Титаником». Добавил, что мы недалеко от кормы, но он хочет, чтобы мы сначала увидели носовую часть.
И вот мы здесь. Форштевень судна. Почти как в кино, это было невероятно. Я нахожусь в менее чем пяти метрах от носа, со всеми его наростами, и всё, о чем я могла подумать это «Невероятно…. Это же тот самый лайнер мечты». Пассажиры первого класса платили 52000$ за каюту, и сейчас все это лежит на дне, во мраке, а вокруг него - незримые могилы тех, кто погиб из-за того, что не хватило шлюпок, из-за того, что не хватило времени. Это история «Титаника».
Я легла на свою лежанку поближе к иллюминатору и сделала несколько снимков. Непросто было смириться с фактом, что это всё по-настоящему. История пассажиры, сцены из фильмов – и вот сейчас я вижу настоящий «Титаник», своими глазами. Непередаваемое ощущение.
Вдруг оно было прервано возгласом Масао, увлечённой фотосессией: «Мне не видно, надо подойти поближе, очень сложно фотографировать». Анатолий ответил: «Без проблем». В этот момент я стала уважать его ещё больше. Масао повторила: «Ничего не видно» (я подумала в тот момент, что если мы ее высадим, то тогда обзор сильно улучшится). Потом она полезла делать снимки через центральный иллюминатор Анатолия. Мы с ним переглянулись, он пожал плечами, но ничего не сказал. Я решила игнорировать ее и стала смотреть в свой иллюминатор. Вдали я увидела «Мир-2», который неспешно шёл в нашу сторону, в нем также сидели туристы, они ждали своей очереди, чтобы сфотографировать нос лайнера.
В течении следующих 45 минут Масао продолжала говорить, что ей нужно сделать больше снимков носовой части. Анатолий сказал: «Мы можем тут оставаться хоть все время погружения, если вам так хочется». Но я не согласилась, мне хотелось увидеть больше. Она ответила: «Ладно, но мы потом вернёмся?»
Наш подводный аппарат начал неспешно подниматься к уровню шлюпочной палубы. Прошли место, над которым стояла первая труба; когда она падала, она повредила крыши офицерских кают. Дошли до фойе Парадной лестницы, и тут Масао сказала: «Хочу увидеть витражи изнутри судна». Но «Миры» не могут опуститься внутрь судна в том месте, где находилась Парадная лестница, они слишком большие, для такой задачи есть компактные дистанционные роботы.
Масао настаивала: «Хочу внутрь». Анатолий ответил: «Хорошо, пойдём внутрь и останемся там». Масао: «Хорошо». Я сказала: «Масао, он шутит». Я задумалась о том, что американка объясняет шутку русского японке. Интересный опыт.
Мы дошли до места разлома. Там видно палубу «А», раздавленную палубу «В», иллюминаторы, покрытые наростами. Открытые, закрытые, через некоторые до сих пор можно увидеть призрачные силуэты остатков интерьера. В этот момент я и решила подписать свои книги, одну из которых я подарила Анатолию. Всё это было запечатлено на видео, как доказательство рекорда. Мы обошли корму и вернулись к носовой части, пять часов пролетели незаметно. Анатолий сказал, что пора подниматься.
Масао спросила: «Мы можем подняться так, чтобы я сделала снимок всего судна?» Анатолий посмотрел на меня. Мы не могли поверить, что она серьезно.
Он ответил: «Никто и никогда не видел всё судно сразу, оно слишком большое, чтобы его полностью осветить».
Масао ответила: «Да, да, поднимитесь, я включу вспышку».
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"