Миф 150-летней выдержки. Замурованные между бортами
В познаниях современного человека, в некоторой степени ознакомленного с историей мирового пароходства, отведена отдельная информационная «ячейка» о трагической судьбе «Титаника». Вряд ли найдется взрослый человек, для которого имя лайнера, ставшее уже олицетворением фатальной неизбежности и рокового конца, не будет знакомо. Из-за мировой известности короткая четырехлетняя история «Титаника» «обросла» огромным количеством мифов и заблуждений. По прошествии столетия сложно уже отделить правду от вымысла, но при желании можно.
Существует удивительная легенда, якобы в двойном дне (по другим источникам – в двойном борте, который даже не был предусмотрен в проекте «Титаника») ещё со времен строительства замуровали двух рабочих, где несчастные обрели вечный покой. Только мало кто знает, что упомянутый миф, возникший в виде страшилки в семьях потомственных корабелов, первоначально был связан с пятитрубным гигантом «Грейт Истерном», и спустя несколько десятилетий оказался в копилке заблуждений «Титаника». Любопытно, откуда этот миф появился, и кто первым пустил его в массы?
Оказывается, этой истории о замурованных рабочих верфи уже более полторы сотни лет. Впервые она была опубликована в Викторианском иллюстрированном журнале для семейной аудитории «Cassell's Magazine»: Suicide», где горячей темой месяца выступила проблема суицида. В рубрике «устойчивых суеверий» - по сути, «прародитель» современных кликбейтных заголовков типа «Топ-10 самых страшных суеверий», в 1867 году появилась заметка с таким содержанием:
«Грейт Истерн» был судном с двумя корпусами или «двухслойным», как его называли кораблестроители, т.е. один пароход, помещенный внутрь другого.
Между внутренней и внешней оболочками рабочие могли свободно перемещаться с целью проведения ремонта или осмотра. Там, в узком пространстве, царит кромешная тьма, поскольку место полностью герметизировано, за исключением крошечного отверстия - входа для рабочего. Немногие корабельные мастера в одиночку хотят работать в замкнутом месте на «Грейт Истерне», поскольку опасаются призраков двух неприкаянных душ. Рабочие, занимавшиеся строительством парохода, верят, что где-то внутри, в темноте и чахлом воздухе тесного помещения, лежат два скелета, которые будут обнаружены и преданы земле, если судно потерпит крушение или при его демонтаже.
Суеверные люди утверждают, что там покоятся останки кузнеца и клепальщика. Во время постройки они работали между бортами судна. Кузнец был пожилым человеком с капризным характером. У него не было друзей и коллеги по работе его особо не жаловали. Никто не обращал внимание на то, когда он уходил с работы и не интересовались его жизнью. Но в один из дней кузнец и его юный коллега-клепальщик не явились к кассе, чтобы получить заработную плату. Их отсутствие было замечено управляющим и другими чиновниками, но поскольку пропавшие не отличались социальной активностью, о них ничего не спрашивали. Вскоре кто-то из коллег вспомнил, что в последний раз их видели за работой в межбортном пространстве судна, и вскоре все решили, что в результате падения или воздействия каких-либо угарных паров, напарники погибли либо не смогли самостоятельно выбраться из закрытой ловушки. Ребят никто не искал, а строительные работы продолжались. Так их и замуровали в стальном «гробу».
Конечно, в каждой легенде есть доля правды, вероятно, существовал некий прецедент, который послужил толчком для создания детской байки. Ведь, как известно, строительную отрасль XIX века нельзя назвать безопасной - рабочие погибали десятками и сотнями, а возведение такого гиганта, как «Грейт Истерн», особенно запомнилось людям, собственно, как и преследующие его несчастья и потери.
Image © Illustrated London News Group
Фото - 1913 год. Рабочие в межбортном пространстве "Олимпика"
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"