Проект и строительство Олимпика
«Оли́мпик» (англ. Olympic) — трансатлантический лайнер компании «White Star Line», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавших компании «Cunard Line».
Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан и разобран по причине морального и физического устаревания, тогда как «Титаник» затонул из-за столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» (первоначально носил название «Гигантик»), переоборудованный в плавучий госпиталь, подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны, в ноябре 1916 года.
Предпосылки к созданию
В 1897 году Германия нанесла удар по британскому судостроению. Новый быстроходный лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» со скоростью в 22,5 узла завладел «Голубой Лентой Атлантики». В 1901 году «White Star Line» всё ещё владела 21 000-тонным «Селтиком», то есть самым большим судном в мире. «Cunard Line» пока не имела кораблей ни больше судов «White Star Line», ни быстрее немецких.
Была ещё одна проблема: финансовая. У «Кунард Лайн» не было достаточно денег для постройки больших и быстрых судов. Они должны были обратиться к британскому правительству за ссудой, чтобы построить не один, а два огромных лайнера, которые превзойдут и немцев, и «Уайт Стар Лайн». Правительство согласилось при условии, что оба корабля можно будет переоборудовать во вспомогательные крейсера в случае войны. Этими лайнерами стали «Лузитания» и «Мавритания». Суда стали самыми быстрыми и большими, оставив позади «Уайт Стар Лайн» и немцев.
В 1901 году «Уайт Стар Лайн» была куплена американской компанией «IMM» с Пирпонтом Морганом во главе. Намерение Моргана состояло в том, чтобы создать монополию на Североатлантическом пути. После «Уайт Стар Лайн» он хотел купить и «Кунард Лайн», но это оказалось невозможным, так как «Кунард Лайн» финансировалась правительством.
С тех пор, как «Уайт Стар Лайн» построили свой «Океаник», они заказывали суда ирландской судоверфи «Harland and Wolff», в Белфасте. У них был договор, что «Уайт Стар Лайн» будет строить все свои суда в Белфасте, при условии, что «Harland and Wolff» не будут строить суда для других пароходств.
Проект и строительство
В 1907 году председатель «Harland and Wolff» Уильям Пирри и директор «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей обедали в особняке лорда Пирри. Во время этого обеда было решено, как превзойти «Кунард Лайн». Первоначально Пирри и Исмей планировали постройку двух больших лайнеров с тремя трубами, которые превосходили бы суда «Кунард Лайн» и в скорости, и в размере.
Однако всё изменилось. Дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя, чтобы создать симметрию, и заверить пассажиров, что судно с четырьмя трубами больше и безопаснее. Все три судна имели бы тоннаж, который превысит тоннаж «Мавритании» как минимум на 15 000 тонн. Это означало, что новые суда «Уайт Стар Лайн» будут чудовищных размеров. Но при тоннаже в 45 000 тонн было бы слишком дорого оснащать суда двигателями, благодаря которым они могли бы отобрать «Голубую Ленту Атлантики». Особенностью этих трёх лайнеров была бы роскошь. Сперва планировалось, что главной особенностью новых кораблей должен быть захватывающий обеденный зал, проходящий через три палубы. Немного позже главная лестница первого класса стала основной достопримечательностью судов.
Ещё одной особенностью, которой обладали судна класса «Олимпик», должна была стать их безопасность. Пароходства инвестировали много денег в разработку новых систем безопасности. «Олимпик» и «Титаник» декларировались как «непотопляемые»: данный эпитет использовался, например, авторитетным ежеквартальным британским журналом «Судостроитель». Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями в переборках, которые, в случае аварии, можно было закрыть с мостика. Также судно могло оставаться на плаву с передними четырьмя затопленными отсеками (причём такие масштабные повреждения считались крайне маловероятными).
Одной из проблем, которые оставались, было то, какие двигатели будут иметь новые суда. Консерваторы из «Уайт Стар Лайн» предлагали сделать суда двухвинтовыми с двумя паровыми машинами, в то время как другие предложили новый тип двигателей, которые состояли из двух четырёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, работающих на два внешних винта, и турбину, работавшую на отработанном паре машин, вращающую центральный винт. Здесь поступили, как в своё время «Кунард Лайн» с «Каронией» и «Карманией»: купили два судна. Одно со старым типом двигателей — «Мегантик», а другое с новым — «Лаурентик». Два судна были почти идентичными и имели тоннаж в 15 000 тоннбрутто, и после того, как некоторое время спустя, в 1909 году, «Лаурентик» оказался и быстрее и экономичнее, машины для новых гигантов «Уайт Стар Лайн» были выбраны.
В отличие от «Кунард Лайн» и других пароходств, «Уайт Стар Лайн» не держала имена судов в тайне до спуска на воду. Как только объявили о строительстве, все могли увидеть на табличке имя нового судна — «Олимпик».
Корпус «Олимпика» был 269 метров в длину, имел 16 водонепроницаемых отсеков, 29 котлов, гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л. с., чтобы вести судно на скорости в 23 узла (42,5 км/ч).
16 декабря 1908 года был заложен киль нового лайнера.
Источник: Википедия