Годовщина спуска на воду парохода «Калифорниэн» - «немого свидетеля» гибели «Титаника»

Годовщина спуска на воду парохода «Калифорниэн» - «немого свидетеля» гибели «Титаника»

26 ноября 118 лет назад, на шотландской верфи «Caledon Shipbuilding & Engineering Company» в Данди под гром аплодисментов раздавался звон бокалов с шампанским и звучали поздравительные тосты: «За успех «Калифорниэна!» Пусть он плавно и грациозно бороздит моря, словно птица в поднебесье». Так это и было до апреля 1912 года, с того момента название однотрубного грузопассажирского лайнера стало ассоциироваться с бездействием и равнодушием, которое «вложил» в него капитан Стэнли Лорд, оставивший без внимания запуск сигнальных ракет в ночь гибели «Титаника».

По современным меркам и даже по стандартам 1912 года «Калифорниэн» был небольшой «рабочей лошадкой», по сравнению с «Титаником» и другими гигантами того времени. Удивительно, но при строительстве «Калифорниэна» в 1901 году, в газетных заголовках его имя фигурировало в связке со словами «левиафан» или «монстр». Пароход оказался настолько габаритным, что среди узких каналов верфи и у безнадежно устаревших портовых сооружений, не обновляющихся с 1860-х, с трудом удавалась маневрировать. В связи с этим после спуска судна начались проблемы со швартовкой.

Задолго до начала церемонии окрестности верфи заполонили зрители, особо находчивые забрались на крыши соседних зданий и построек. Среди ожидающих росло волнение по поводу того, не создаст ли такой гигант «цунами» при вхождении в воду, но в итоге эксцессов удалось избежать. «Калифорниэн» был построен по заказу ливерпульской судоходной компании «Leyland Line & Co.». Трехпалубное судно соответствовало стандартам Министерства Торговли и регистру Ллойда. При постройке использовалась импортная немецкая сталь лучшего качества, габариты парохода были следующими: общая длина – 141,4 м, максимальная ширина – 16,5 м, высота от киля до шельтердека – почти 13 м. С учетом монтажных работ валовый регистровый тоннаж судна составлял 8100 т.

Как и на других судах этой компании, были предусмотрены каюты для размещения пассажиров первого класса (50-60 человек). С левого борта располагался длинный крытый променад, с той же стороны палубой ниже находились просторный обеденный салон, ванные комнаты, уборные. Пассажирская столовая была обшита стенными панелями из венгерского ясеня, украшали помещение элементы тканевых вставок из атласа с тиковыми рамами, обшитыми бархатом. Правая сторона была отдана офицерам, стюардам и инженерам-механикам, также там находились кладовые, пекарни и камбуз. Жилые зоны для экипажа располагались в носовой части под шельтердеком. На носу и корме «Калифорниэна» были установлены четыре стальные мачты с двойными деррик-кранами, необходимыми для погрузки провизии и товаров через семь больших грузовых люков. Палубное оборудование было современным для того времени и включало в себя восемь паровых лебедок, брашпили и патентный рулевой механизм «Wilson-Pirrie».

Силовая установка состояла из паровой машины тройного расширения, которую обеспечивали паром два двусторонних котла, работающих под давлением 200 фунтов на квадратный дюйм. Судно крестила миссис Фрай, жена суперинтенданта компании «Leyland Line & Co.». Пароход верой и правдой работал на трансатлантической линии до начала Первой Мировой войны, пока британское правительство не взяло «Калифорниэн» под свой контроль. 9 ноября 1915 года во время следования из Салоники в Марсель пароход был торпедирован немецкой подлодкой U-34, а во время буксировки атакован субмариной U-35 и потоплен примерно в 100 км от мыса Матапан (Греция). В результате чего погиб один член экипажа и два были ранены. В настоящее время точное место гибели «Калифорниэна» не найдено.

Credits: Dundee City Archives & Image © THE BRITISH LIBRARY BOARD

 

Сравнительная схема габаритов "Калифорниэна" с высочайшей точкой города Данди и колокольней Святой Марии.

 

 

 

 

 

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"