День, когда все поверили, что шлюпки на всех не нужны
23 января 1909 года, 111 лет назад, лайнер «Уайт Стар Лайн» RMS Republic, находясь ранним утром в плотном тумане недалеко от побережья Нантакета, столкнулся с итальянским лайнером Florida и начал тонуть. «Флорида» врезалась в левый борт «Репаблика», в результате чего были задеты более 2 водонепроницаемых отсеков, что стало фатальным для лайнера. Нос «Флориды» сильно вмялся, однако распространение воды удалось остановить.
Вскоре началась одна из самых успешных историй спасения в морской истории. К счастью, на борту «Репаблика» был установлен телеграф «Маркони», что позволило судну отправить в эфир сигнал CQD – первым в истории. Более 400 пассажиров начали постепенно снимать с борта тонущего судна и переправлять на борт пострадавшей «Флориды» при помощи 11 шлюпок «Репаблика». Всех пассажиров уместить в шлюпках сразу было невозможно, но никто и не рассматривал такой вариант – шлюпки начали курсировать между «Репабликом» и «Флоридой» как небольшие тендеры. В итоге каждая из шлюпок совершила более 20 переходов, эвакуировав всех пассажиров за 4 часа.
400 дополнительных пассажиров перегрузили на небольшую и поврежденную «Флориду», и вскоре к месту катастрофы подошел другой лайнер «Уайт Стар Лайн» «Балтик», услышавший призыв о помощи. Началась вторая операцию по трансферу пассажиров (включая пассажиров «Флориды»), но уже с использованием шлюпок всех трех судов. Океан стал довольно неспокойным, поэтому эта операция продлилась около 8 часов, за время которой было произведено 84 загрузки и разгрузки шлюпок. После этого «Балтик» отправился в Нью-Йорк, а «Репаблик», попытки залатать или буксировать который провалились, затонул 39 часов спустя после столкновения. В ходе спасательной операции не пострадал ни один человек.
История спасения людей с поврежденного «Репаблика» впечатлила современников и оказала сильное влияние на мышление судостроителей того времени. Люди на живом примере убедились, что если судно оснащено водонепроницаемыми переборками, и тем более на нем есть радиостанция, то нет необходимости в шлюпках на всех. В случае аварии, переборки задержат воду, а шлюпки успеют перевезти всех за несколько раз на другое судно, которое откликнется на призыв о помощи и придет вовремя. Такой подход на практике показал современникам свою эффективность, убедившимся, что шлюпки на всех не нужны, а главное в судне – система водонепроницаемых переборок. Строившиеся в это время «Олимпик» и «Титаник» стали идеальным примером такого подхода. У британского Министерства торговли были планы по дальнейшему уменьшению количества обязательных к установке спасательных шлюпок, но события 15 апреля 1912 года продемонстрировали миру всю ошибочность такого мышления.
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"