Почему в новом документальном фильме о «Титанике» так мало кадров со дна?
Несколько дней назад в нашем сообществе состоялась премьера нового документального фильма «Возвращение на Титаник», созданного по итогам экспедиции 2019 года к обломкам «Титаника». Хотя в целом программа получилась довольно интересной, большинство зрителей сошлись во мнении, что кадров собственно «Титаника» на дне было продемонстрировано преступно мало. Этот факт расстроил не только нас - он расстроил и самих участников той экспедиции, в частности, Паркса Стивенсона, выступившего в качестве эксперта в фильме. В то же время, он единственный из участвовавших публично прокомментировал данный факт и пояснил, почему то, что мы увидели - максимум, что можно было «выжать» из полученных кадров.
В первую очередь стоит понимать, что экспедиция прошлого года к «Титанику» была организована совершенно внезапно и незапланированно: Виктор Весково на борту своего собственного аппарата «Лимитирующий Фактор» осуществлял глобальную кругосветную экспедицию по погружению в самые глубокие впадины в мире, и изначально «Титаник» не входил в его планы. Скорее, он появился на повестке в самый последний момент: когда стало ясно, что экспедиционное судно будет проходить неподалеку от места залегания обломков, решили, что «почему бы не погрузиться, раз уж мы здесь». Думаем, что и вы помните, насколько внезапно и неожиданно для всех новости о погружении появились на новостных лентах.
По этой причине, никаких основательных приготовлений для погружения, как это происходило со сложными экспедициями Джеймса Кэмерона, не было – ни дополнительного освещения, ни телеуправляемых роботов для проникновения внутрь, ни общей программы по погружениям в целом: просто убедиться, на месте ли «старичок» и в каком он состоянии. Были запланированы и проведены всего 5 погружений, в отличие от не менее 10 и более при заранее организуемых экспедициях к «Титанику».
Но это была не единственная проблема – течения в ту августовскую неделю оказались слишком сильными и непредсказуемыми, поднимали постоянно множество частиц с поверхности дна, мешавших заснять чистую картинку, и в целом решили максимально усложнить и так непростую экспедицию. Можно вспомнить, что в самое первое погружение Кэмерона на борту «Миров» обстановка была точно такая же, он был крайне рассержен плохой видимостью и после всплытия даже подумывал прекратить миссию. По словам Паркса, в этот раз «условия были плохими в течение всех 5 погружений. Потоки Гольфстрима постоянно менялись, смещая и толкая нас. Все это время мы чувствовали разочарование, что не можем заснять даже то, что планировали, и течения превратили и наш план в обломки. Я и сам не смог увидеть кормовую часть из-за течений».
Течения не только постоянно грозили ударить аппарат об обломки, но и делали воду совершенно мутной: «Большинство кадров получились не такими, какими мы их планировали. Вероятно, всем хотелось увидеть разрушения каюты капитана вблизи, но то, что было показано в фильме – лучшее, что мы смогли заснять. Более качественных кадров для демонстрации просто нет. Из-за течений было слишком опасно подходить ближе, из-за этого я даже опасался за «шлюпбалку Мэрдока», когда снимали ее вблизи». Более того, уже впоследствии стало известно, что в один из таких подходов аппарат действительно ударило, хоть и не сильно, о борт судна, когда устанавливалась платформа для сбора биологических данных.
В то же время, полученные кадры помогли оценить общее состояние «Титаника» и наметить цели для будущих экспедиций, ближайшая из которых запланирована уже на лето этого года. Были получены новые данные, из которых становится ясно, что вскоре станут доступными для изучения новые, ранее недоступные места:
«Хотя полученные кадры не были достаточно хорошими для их показа большой аудитории, их было достаточно, чтобы оценить состояние обломков. В частности, можно было наблюдать крышу Гостиной первого класса – в ней появились новые дыры, которые в перспективе можно использовать для проникновения внутрь со стороны разлома. Практически вся комната для чтения и письма теперь доступна через дыры в крыше гостиной. Зрители тоже могли видеть этот кадр – он появляется, когда на фоне говорится о текущем состоянии радиорубки, так что вы могли запросто это пропустить. Лучшая картинка получалась лишь тогда, когда течение либо слишком близко толкало нас к обломкам, либо на небольшой период затихало в своем бесконечном потоке».
Погружения к «Титанику» 2019 года нельзя назвать полноценной экспедицией – скорее, это была первая за многие годы краткосрочная разведывательная вылазка к обломкам, главной целью которой было убедиться, что привычные очертания «Титаника» в принципе еще существуют. По этой причине, не было основательной подготовки, и съемки обломков осуществлялись на ходу в течение очень малого количества погружений, которые дополнительно были сокращены по причине неблагоприятной обстановки. В то же время, полученные данные стали основой для планирования новых экспедиций, которые теперь планируются вновь проводить регулярно, а также планов по подъему новых артефактов для их сохранения для истории. Погружения 2019 года вполне можно считать стартом нового периода «Возвращения на Титаник».
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"