RMS Oceanic (II)
«Океаник» (англ. RMS Oceanic) — трансатлантический океанский лайнер компании «Уайт Стар Лайн». В первый рейс отправился 6 сентября 1899 года и до 1901 года оставался самым большим кораблём в мире. С началом Первой мировой войны был введён в состав Королевского флота в качестве вспомогательного крейсера.
25 августа 1914 года «Океаник», покинувший Саутгемптон для патрулирования вод Фарерских островов, сел на мель 8 сентября 1914 года у острова Фула, Шетландские острова.
История создания
Киль корабля был заложен в январе 1897 года, и был построен под руководством Томаса Исмея, директора и владельца судоходной компании «Oceanic Steam Navigation Company», более известной как «Уайт Стар Лайн». Судно был названо в честь компании, «Океаником», и служило его флагманом.
«Океаник» 6 июня 1907 года в Нью-Йорке.
«Океаник», водоизмещением 17,272 тонны, обошёлся компании в 1 миллион фунтов стерлингов. Корабль был спущен на воду 14 января 1899 года, на церемонии присутствовало более 1000 приглашённых гостей, включая маркиза Дафферина, герцога Аберкона и лорда Лондондерри. Капитанский мостик был интегрирован с надстройкой, что давало хороший обзор. Эта конструктивная особенность была исключена из следующей «Большой четвёрки» кораблей Уайт Стар: «Cedric», «Celtic», «Baltic» и «Adriatic». "Ничего, кроме самых лучших" было отношением Исмея к новым предприятиям, поэтому корабль был построен на верфи «Harland and Wolff», где в будущем будут строиться все корабли Уайт Стар. Судно превосходило по длине знаменитый «Грейт Истерн», пока в 1901 году не был спущен на воду лайнер «Celtic».
«Океаник» брал на борт 1700 пассажиров и 349 членов экипажа. В своей книге «Титаник и другие корабли», Чарльз Лайтоллер отдавал честь тому, что служил на корабле.
Карьера
В 1901 году, в условиях сильного тумана «Океаник» протаранил и затопил лайнер «SS Kincora» компании «Waterford Steamship Company». Погибло 7 человек.
В 1905 году на судне вспыхнул мятеж, в результате чего было арестовано и осуждено 35 кочегаров.
В 1912 году, после отплытия «Титаника» из порта, «Океаник» помог предотвратить его столкновение с лайнером «Нью-Йорк», у которого лопнули швартовы.
Вскоре после начала Первой мировой войны лайнер был реквизирован британским адмиралтейством. Корабль оснастили 4,7 дюймовым орудием. 8 августа 1914 года «Океаник» был введён в состав морского флота. 25 августа 1914 года судно отправилось из Саутгемптона в двухнедельное морское патрулирование вод Фарерских и Шетландских островов. Он был уполномочен осматривать груз и персонал потенциальных немецких кораблей.
«Океаник» направился в Скапа-Флоу на Оркнейских островах, далее он продолжал двигаться на север к Шетландским островам, непрерывно совершая зигзагообразные маневры с целью обхода немецких субмарин. Это трудное маневрирование требовало чрезвычайно точной навигации, особенно с таким большим судном.
Гибель
8 сентября 1914 года корабль сел на мель недалеко от острова Фула. Через три недели «Океаник» разломился и окончательно затонул во время шторма.
Флаг | Великобритания |
---|---|
Класс и тип судна | Пассажирское судно |
Порт приписки | Ливерпуль |
Номер ИМО | 317 |
Организация | White Star Line |
Изготовитель | «Harland and Wolff» |
Спущен на воду | 14 января 1899 |
Введён в эксплуатацию | 6 сентября 1899 |
Выведен из состава флота | 8 сентября 1914 |
Статус | затонул |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 28500 тонн |
Длина | 215 м |
Ширина | 20,8 |
Двигатели | Паровые двигатели двойного расширения |
Мощность | 28,000 лошадиных сил |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 19 узлов |
Экипаж | 349 |
Пассажировместимость | 1710 человек |