Что такое лот и как он может защитить судно от беды?

Что такое лот и как он может защитить судно от беды?

Во все времена мореплавания, начиная со сплава по рекам на бревнах и заканчивая современными судами, судоводителю требовалось знать, какая глубина воды под судном. Это очень важно, потому как если воды там меньше, чем нужно, то очень вероятно, что вы скоро сядете на мель, а это как минимум хлопотно. 

С тех пор, как человек стал ходить в море, на помощь пришёл канат с грузом - ручной лот. Работает элементарно: на канате, имеющем метки длины, с борта судна опускается груз, и опытный моряк может почувствовать момент, когда груз коснулся дна, соответственно, по отметке на канате установить глубину. 

Помимо этого, ручной лот помогал определить дрейф судна, стоящего на якоре - для этого нужно коснуться грузом дна и закрепить канат в носовой части судна, несколько ослабив его. Если спустя время канат натянется, значит, якоря не удерживают судно. 

Данный метод измерения глубины актуален и в наше время, он был резервным и на «Титанике». Но у него есть два главных минуса. Первый – для точности измерений судно должно стоять, в случае движения даже на крайне малом ходу точность показаний снижается. Второй минус состоит в том, что максимально возможная глубина такого измерения не превышает 40 метров, и с ростом размера судов этого стало недостаточно для безопасной навигации. Например, у «Титаника» длина якорных цепей достигала трехсот метров, и он мог эффективно стоять на якорях при глубинах свыше 150 метров, выкладывая цепи по дну (якорные цепи на дне добавляют удерживающую силу якорям). 

Прогресс не стоял на месте, и на помощь человеку пришло устройство, которое измеряло глубину быстрее и не зависело от того, находилось ли судно в движении - этим устройством стал механический лот. Два механических лота размещались по обоим бортам на шлюпочной палубе, в районе офицерских кают. Они состояли из железной тумбы и рангоута (10-метровая мачта, закрепленная у борта, на которой крепился блок). Внутри тумбы был установлен барабан, на котором вместо веревки был намотан стальной трос длиной в 100 морских саженей (182 метра). 

У основания тумбы стоял мотор, работавший от бортовой сети судна (100 вольт). В верхней части тумбы было круглое табло, показывающее длину отданного троса - это было нужно для того, чтобы не потерять трос, чрезмерно размотав его, также, выставив стрелку на ноль на уровне воды, можно было измерить глубину на манер ручного лота. В центральной части было две ручки, вращая которые можно было аккуратно подать трос через блок и опустить груз до уровня воды. В передней нижней части тумбы был установлен рычаг переключения скорости лебедки и направления вращения бобины (опускать или поднимать). В нормальном состоянии тумба была накрыта деревянным коробом для защиты от атмосферных воздействий. 

Как это работало? 
Работа механического лота основывается на принципе гидростатического давления. Конец троса из тумбы продевался в блок на рангоуте, затем на него крепился стальной цилиндр, а перед лотом на трос крепилась плетеная веревка, на которой был груз. Далее рангоут отводили от борта судна на 90 градусов. Самое важное, как вы уже поняли, находилось в цилиндре. Внутри него располагался подпружиненный поршень, на который при погружении давила морская вода, сдавливая воздух со стороны пружины. 

Каким образом можно было понять глубину погружения цилиндра? Груз и цилиндр опускался на тросе с помощью электромотора. Когда поршень под воздействием гидростатического давления толщи воды отходил глубже в цилиндр, он обнажал его стенки, которые были обработаны составом из хлорида серебра, а он меняет цвет при контакте с соленой водой. После касания дна натяжение троса падало, и лебедка автоматически останавливалась, а в случае отсутствия контакта – замедлялась и останавливалась, когда трос на бобине заканчивался. Затем включался реверс, и цилиндр поднимался на борт, где его разбирали. Далее откручивалась крышка со стороны пружины, извлекалась пружина, извлекался поршень, и при помощи отметок на внутренней стороне цилиндра (в саженях) и линии, на которой осталась соленая вода, можно было измерить, на какую глубину морской водой был задавлен поршень и таким образом определить глубину его погружения - соответственно и глубину под судном. 

Данная технология измерения глубины была несколько архаичной для 1912 года, но надежной и проверенной временем, поэтому чаще всего использовали показатели табло на тумбе: этих данных, несмотря на несколько меньшую точность, было более чем достаточно для обеспечения безопасного судоходства.

 

Тумба механического лота Лорда Келвина

"Титаник" отправляется из Саутгемптона. Стрелочкой показано, где был уложен рангоут, по которому на тросе спускался в воду цилиндр

Обратите внимание на верхнюю стрелку, она указывает на повернутый рангоут, на котором видно заправленный трос. По всей видимости, недавно проводилась или скоро будет проводиться процедура измерения глубины. На заднем плане видно, что лайнер недалеко от берега

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"