Томас Генри Исмей – основатель пароходной компании «Уайт Стар Лайн»
7 января, 183 года назад, родился основатель «Oceanic Steam Navigation Company» и президент пароходной компании «Уайт Стар Лайн», Томас Генри Исмей – отец небезызвестного Брюса Джозефа Исмея, который воплотил в жизнь идею создания суперлайнеров класса «Олимпик» беспрецедентных по габаритам и роскоши.
Родился Томас 7 января в коттедже Уилланс-Ярд в небольшом промышленном городе Мэрипорт. Когда Томасу было 6 лет, семья переехала в загородный дом с «говорящим» названием «Дом Ропери» («Ropery House»), что в дословном переводе означает «канатный дом». Прозвище для дома «подарили» располагающиеся поблизости канатные мастерские судостроительных предприятий.
Дом Ропери находился недалеко от судостроительного завода его деда Джозефа Миддлтона, там же работал его отец Джозеф младший. Томас проводил большую часть свободного времени в гавани; он был одержим морем и кораблями. В порту Мэрипорта Томас многое узнал о морских приключениях и путешествиях, а также о традиционной привычке жевать табак, поэтому моряки дали ему прозвище «Baccy Ismay» («Исмей-табачок»).
Примерно в это же время отец Томаса Джозеф начал свой собственный бизнес, он имел долю с четырех парусных судов, торгующих с Мэрипортом. Он был первым корабельным маклером в городе. Когда Томасу было двенадцать лет, его отправили в среднюю школу Крофт-Хаус, которая считалась одной из лучших школ-пансионов на севере Англии. Внеклассное время Томас проводил за созданием моделей кораблей, распределял их согласно классу, оснащал такелажем и испытывал на озере. Томас покинул школу в возрасте шестнадцати лет, к тому времени его отец уже умер, и тогда двоюродный дедушка, Исаак Миддлтон, решил поддержать интерес Томаса к морскому делу. Он отправил внука учиться морскому ремеслу и торговому бизнесу в Ливерпуль. По окончании обучения Томас решил приобрести практический опыт плавания в открытом море. Он путешествовал вокруг Кейп-Хорна (США), побывал в Чили, Перу и Боливии. По завершении морских странствий, Томас Исмей вернулся в Ливерпуль, где открыл свой бизнес. Позднее он начал сотрудничать с Филиппом Нельсоном, судовладельцем из Мэрипорта. Их общее предприятие получило название «Nelson, Ismay and Company». Партнёрство длилось недолго. Филипп - отставной капитан был убежден, что будущее кораблестроения за проверенными временем и надежными деревянными кораблями, но Томас свято верил, что путь вперёд – это новые суда с железным корпусом.
В 1867 году их дороги окончательно и бесповоротно разошлись. И уже через несколько месяцев Томас Исмей приобрел обанкротившуюся судоходную компанию «Уайт Стар Лайн» со всеми её фирменными атрибутами (флагом, торговым наименованием) за 1000 фунтов стерлингов с целью эксплуатировать большие суда на североатлантической линии между Ливерпулем и Нью-Йорком. 7 апреля 1859 года Томас женился на Маргарет Брюс, у пары было девять детей, включая двух близнецов – шесть дочерей и три сына, одним из которых был Джозеф Брюс, он должен был сменить отца на посту главного управляющего «Уайт Стар Лайн».
Томас активно участвовал в благотворительности. Он никогда не забывал родной город. Поговаривали, что если в конторе «Уайт Стар Лайн» появится человек из Мэрипорта, то ему будет гарантирована работа. В декабре 1876 года Томас Исмей учредил фонд для пожилых людей города - 5 фунтов на уголь и 20 фунтов на одеяла, которые должны были ежегодно распределяться на Рождество, а через год он добавил еще 25 фунтов. Этот фонд существует по сей день.
До 1899 года Томас Генри Исмей оставался бессменным управляющим «Уайт Стар Лайн». Большинство судов, эксплуатирующихся пароходством, вплоть до 1870 года были зафрахтованы из других более успешных и преуспевающих судоходных компаний. RMS «Oceanic» (1870) стал первым заказанным Томасом Исмеем судном «Уайт Стар Лайн» у верфи «Harland & Wolff». В партнёрстве с ирландской судоверфью в геометрической прогрессии рос флот «Уайт Стар Лайн». После церемонии спуска на воду уже второго «Оушеника», в январе 1899 года, Томас Генри Исмей начал жаловаться на боли в груди. Его здоровье постепенно ухудшалось и боли усиливались. Томас Исмей перенёс две операции, которые не принесли положительных результатов. В том же году 14 сентября у него случился сердечный приступ, после которого он так и не оправился. 23 ноября 1899 года Томас Генри Исмей скончался в возрасте 62 лет. Он был похоронен на церковном кладбище в деревне Терстастон недалеко от семейного поместья «Доулпул», где он провёл последние годы жизни.
Томас Генри Исмей (7 января 1837 — 23 ноября 1899)
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"