Полковник Арчибальд Грейси и его «Правда о Титанике»

Полковник Арчибальд Грейси и его «Правда о Титанике»

Человек на протяжении всей истории своего существования не раз доказывал, что, несмотря на хрупкое тело и жизнь, которую столь просто оборвать, ему по силам побороться с самой лютой стихией и пережить самую масштабную катастрофу. Олицетворением такого человека стал полковник Арчибальд Грейси, один из самых известных пассажиров «Титаника».

Личность полковника Арчибальда Грейси едва ли можно назвать заурядной. Жизнь этого гражданина Америки была весьма плодотворной, за 53 года своей жизни он успел зарекомендовать себя как писатель, историк, полковник национальной гвардии Нью-Йорка. Наконец, он создал одну из самых известных книг о спасении с «Титаника».

В 1912 году полковник Грейси находился в длительном путешествии по странам Европы. В качестве судна для возвращения домой к жене и дочери Грейси избрал трансатлантический лайнер компании White Star Line – «Титаник». Выжившие пассажиры, знавшие полковника, сохранили о нем память как о неутомимом любителе чтения и блистательном знатоке истории. Грейси действительно много времени проводил в библиотеке первого класса в гостиной, а также за жаркими историческими спорами со своим верным другом - Клинчем Смитом. Еще до начала рейса здоровье Грейси было сильно подорвано диабетом, но мужчина старался пренебрегать этим фактом и вести активную жизнь здорового человека. Так же он поступил и утром 14 апреля 1912, отправившись в бассейн и на корт для сквоша. Затем Арчибальд, вместе с остальными пассажирами первого класса, посетил воскресную службу, а остаток дня посвятил любимому чтению и светской беседе. Спать полковник лег рано, так как предполагал снова попасть на утреннюю игру в сквош.

Слабый толчок в 23:40 разбудил Грейси. Некоторое время мужчина оставался в каюте и, обнаружив что двигатели затихли, поспешил одеться и выбраться на палубу. До того самого момента, пока черные воды Атлантического океана не сомкнулись над головой полковника Грейси, он оставался на шлюпочной палубе и помогал офицерам корабля эвакуировать женщин и детей. Он оставался на палубе до самого конца, пока его не смыло большой волной с палубы лайнера. «Когда судно пошло ко дну, - говорил полковник, - оно потянуло меня за собой, засасывая в водоворот, в котором, как мне показалось, я пробыл вечность. Когда же я оказался на поверхности, вокруг меня было большое количество обломков». Полковник Грейси вспоминает, что как только он оказался в ледяной воде, его стойкость была истощена, а в голове пульсировала лишь одна мысль: «Только бы попрощаться с женой и дочерью, только бы увидеть их еще раз».

Но ему удалось вернуться на поверхность: «Мне повезло, я был цел. Я сконцентрировался и заметил рядом перевернутую шлюпку, забрался на неё и помогал подняться другим. Когда настал рассвет, нас было около тридцати человек на днище полузатопленной шлюпки. Нельзя было и пошевелиться, потому как в любой момент шлюпка могла потерять устойчивость и опрокинуться. Несколько раз за ночь к нашей шлюпке подплывали еле живые люди и просили помочь им подняться, но мы не могли им ничем помочь. Часы, проведенные той ночью в ожидании спасения, были самыми долгими и страшными в моей жизни. Мы боялись даже повернуться в другую сторону, чтобы не соскользнуть. Постоянно казалось, что спасательное судно где-то рядом, но на деле это оказывались фальшфейеры с других лодок. Когда же мы заметили огни «Карпатии», у одного мужчины началась истерика из-за колоссального психологического напряжения, остальные тоже были на грани». Полковник Арчибальд Грейси все же добрался до дома и смог обнять любимую жену Констанцию и свою дочь.

Но Грейси, как и «Титаник», так и не пережил 1912 год. Шок и переохлаждение не прошли бесследно, и полковник вскоре после возвращения домой начал угасать. Трагические события роковой ночи плотно закрепились в голове полковника и, будучи тяжело больным, он до последнего дня работал над книгой «Правда о Титанике». Он успел закончить манускрипт, но опубликованной книгу так и не увидел – Арчибальд Грейси скончался 4 декабря 1912 года от осложнений диабета. Последнее, что он смог произнести, были слова: «Мы должны посадить их в шлюпки. Мы должны посадить всех в шлюпки».

 

Могила Грейси на кладбище Вудлон в Нью-Йорке.

 

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"