День, когда «Олимпик» был спущен на воду
В этот день, ровно 109 лет назад, состоялось поистине знаменательное событие – на воду спущен первый лайнер из серии «Олимпик»-класса. Это был День рождения «Олимпика».
Утро 20 октября 1910 года выдалось довольно ясным, хотя сначала и был сильный ветер, к счастью, стихший незадолго до спуска. «Нельзя было придумать более хороших условий для спуска», - писали репортеры в газетах. «Солнце сияло и согревало, будто это была уже весна». «Если бы не непривычная тишина и сотни людей в красивых одеждах, спешащих к месту спуска, ничего не предвещало, что вот-вот должно состояться событие мирового масштаба». Громада корпуса «Олимпика», словно небоскреб, возвышалась над всей верфью.
Строительство «Олимпика» былой стройкой века – никогда еще в мире суда подобного размера не сооружались на верфях, да и саму верфь пришлось перестраивать, чтобы вместить будущего рекордсмена по размерам и роскоши. 673 дня с момента закладки киля, и из ничего среди металлических лесов вырос пока что пустой корпус, который даже так весил более 20000 тонн.
С ранних часов ирландский Куинс Айлэнд был заполнен людьми. «В атмосфере чувствовалось ожидание чего-то удивительного». Репортер Daily Mail вспоминал: «Внизу, в тени огромного судна, как всегда сновали рабочие, убирающие последние опоры, которые сдерживали на месте корпус гиганта». Люди, пришедшие по приглашению, поднимались на специально сооруженную платформу, откуда они будут наблюдать за событием. Среди гостей этой платформы были Лорд Пирри с женой, дочь премьер-министра Великобритании, мэр Белфаста, Брюс Исмей, Томас Эндрюс и многие другие.
Приближался момент спуска. В 10:50 утра две ракеты взметнулись в небо, ознаменовав собой начала церемонии спуска. Из-под днища убирают последние подпорки. В 11:00 в небо взлетает еще одна ракета, и Лорд Пирри с платформы для гостей произносит одно слово: «Вперед!»
В действие приведен спусковой механизм, и корпус «Олимпика» впервые приходит в движение. Судно заскользило вниз по направляющим, которые были смазаны смесью из 23 тонн жира и масла. «Вот он!», - восторженно ликует толпа, когда корпус самого большого судна в истории оказывается в своей натуральной среде обитания – воде.
Рабочие на верхних палубах были готовы сбросить якоря в случае непредвиденной ситуации, но таковых не случилось. Под аплодисменты толпы «Олимпик» вошел в воды реки Лаган, развив скорость в 12,5 узлов, прежде чем шесть якорей и две толстые якорные цепи, весившие каждая по 80 тонн, остановили его. Весь процесс спуска занял всего 62 секунды, полная остановка корпуса заняла еще 45 секунд. Наконец, мир смог впервые оценить реализацию замысла Пирри и Исмея, и красота спущенного корпуса «Олимпика» поразила зрителей:
«Его девственно белый корпус возвышался над водой, и его красота впервые стала особенно очевидна на фоне металлических лесов верфи, с которой он только что был спущен. Это были формы, которые не получается описать без восхищения. Острый нос, прекрасные линии и плавность от носа до кормы внушают ощущение скорости, его огромный вес и прочность корпуса, ощущаемая даже с берега, свидетельствовали об уверенной устойчивости. «Олимпик», как и спущенный здесь же 11 лет назад «Океаник», может заслуженно называться новым «Королем Морей».
Впереди «Олимпик» еще ждали месяцы достройки, отделка интерьеров, первый рейс, а также увлекательная 24-летняя карьера, за которую благодарные современники заслуженно прозовут «Олимпик» «Надежным Стариной».
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"