Белорусы на «Титанике»: Синай и Мириам Канторы
Пассажиры на «Титанике» представляли собой настоящий «плавильный» котел народов, где можно было встретить множество национальностей со всего света. Были на борту и пассажиры Российской Империи, в том числе из Витебской губернии, в дальнейшем получившей независимость в составе отдельного современного государства – Беларусь.
Синай (34 года) и Мириам (24 года) Канторы, супружеская чета из Витебска, были образцовым примером среднего класса начала века. Оба получили высшее образование в университете и вели в Витебске самодостаточную жизнь – по некоторым данным, Синай, занимаясь продажей пушнины и мехов, зарабатывал в год не менее $2500 в год, что сегодня составляет около $70 000.
Тем не менее, перспективы возможных еврейских погромов, к общине которых принадлежали Синай и Мириам, заставляли их искать возможности к переезду. Выбор был сделан в пользу «Нового Света» - в начале 1912 года чета приобрела билет в Америку на новый «Титаник» во второй класс. Это не был путь «в никуда», как для многих пассажиров-эмигрантов – Синай намеревался получить медицинскую степень в университете на Манхэттене, Мириам также планировала осуществить свою мечту и стать дантистом.
На борт «Титаника» пара села в Саутгемптоне, где и началось их долгожданное путешествие. Но планируемое счастье обернулось горем – в Нью-Йорк Мириам прибыла уже вдовой. Ей удалось спастись в шлюпке №12, спущенной офицером Лайтоллером и Уайлдом, а вот Синай, который и усадил свою супругу в спасительную лодку, погиб в катастрофе.
Мириам была шокирована произошедшим: все надежды рассыпались в прах, и она оказалась сама посреди чужого города и без знания английского языка. Неизвестно, какая судьба ждала бы Мириам дальше, если бы на помощь не пришла одна из немногих пассажиров «Титаника», знающих русский язык – Маргарет Браун. Браун была регулярной гостьей России, часто гостила в Петербурге. По словам Кристен Иверсен, автора книги «Molly Brown: Unraveling the Myth», еще на «Карпатии» Маргарет пригласила к себе в каюту опустошенную Мириам. После прибытия «Карпатии» в Нью-Йорк Маргарет взяла опеку над молодой женщиной и без колебаний разместила ее в собственном номере в отеле Ритц-Картлон, впоследствии всячески помогая найти девушке средства для существования хотя бы на первое время. «Непотопляемая» Браун связалась с русским консулом, а затем помогла внести Мириам в список вдов на получение компенсации в связи с утратой мужа на «Титанике». Вероятно, это и спасло Мириам от дальнейших потрясений.
В Россию она больше не вернулась – там уже ей делать было нечего, да и сама она не смогла бы зарабатывать на жизнь. Она остановилась у своего дяди в Массачусетсе, куда вскоре пришла новость, позволившая смягчить горе – тело Синая нашли в океане, и его можно было похоронить как полагается. В карманах «тела №283» среди прочего были найдены серебряные карманные часы, кошелек, русский паспорт и записная книжка с записями на русском языке, прочитать которые никто не смог. Тело мужа Мириам похоронила 5 мая 1912 на одном из центральных еврейских кладбищ Нью-Йорка – Mount Zion Cemetery (Кладбище Горы Сион) в Куинсе. «Погиб на Титанике», - гласит надпись на надгробии.
Судьба самой Мириам оказалась довольно туманной. Известно, что вскоре после обоснования в Нью-Йорке она говорила, что в любом случае постарается достичь цели и все-таки стать первоклассным дантистом. Будучи девушкой образованной, это ей, вероятно, удалось. В дальнейшем ее следы теряются в истории, и даже неизвестно, где и когда она сама скончалась. Однако история сохранила один факт из ее жизни, который старожилы помнят до сих пор – по словам исследователя Майкла Финлэя, каждое 15 апреля и до самой смерти Мириам заказывала букет свежих цветов на могилу своему мужу.
История не забыла и Синая – в 2018 году весь мир впервые увидел серебряные часы, поднятые вместе с телом мужа Мириам. Они были выставлены на аукционе и ушли с молотка за значительную сумму в почти $60 000.
Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"