Трехлопастный центральный винт «Титаника»: ещё больше доказательств

Трехлопастный центральный винт «Титаника»: ещё больше доказательств

Одной из самых обсуждаемых в «титанистике» тем последнего десятилетия стал вопрос того, каким был центральный винт «Титаника». Благодаря фильмам и известной фотографии винтов «Олимпика» в сухом доке в 1924 году, образ 4-х лопастного винта у «Титаника» настолько обосновался в воображении людей, что заявления о том, что центральный винт мог быть 3-х лопастным, вызывает порой наиболее сильные возражения.

Однако записи инженерной книги верфи, обнаруженной Марком Чирнсайдом в 2007 году, говорят о том, что центральный винт был именно с тремя лопастями, и на данный момент других данных, это опровергающих, не обнаружено. В то же время, есть информация, дополнительно подкрепляющая данную теорию, и сегодня мы хотим представить этому документальное подтверждение.

В 1912 году руководство «Уайт Стар Лайн» так и не получило полных данных от испытания 3-х лопастного винта вместо 4-х лопастного на «Титанике». Причины изменения конфигурации винтов были обоснованы – на верфи пытались установить наиболее оптимальное количество лопастей, которое давало бы более высокую скорость, хотя при этом вибрация могла и возрасти. Как известно, «Титаник» в порт так и не прибыл, но даже часть полученных данных говорила о том, что с новым центральным винтом при том же потреблении угля «Титаник» шел быстрее «Олимпика».

Этот фактор подвиг руководство на дальнейшие и теперь уже полные испытания конфигурации с 3-х лопастным центральным винтом. В ходе модернизации 1912-1913 гг. на «Олимпике» вместо четырехлопастного винта был установлен новый трехлопастный. Откуда нам это известно? Информация об этом содержится в т.н. «Записной книжке Томаса Эндрюса» - рабочей книги со спецификациями «Олимпик»-класса, куда в ходе его карьеры инженерами верфи записываются те или иные изменения в его конструкции. На 49 странице данного документа внесена запись о том, что теперь все три винта лайнера становятся трехлопастными.

Судя по всему, результаты от использования новой конфигурации понравились «Уайт Стар Лайн» - настолько, что с этим винтом «Олимпик» прошел через всю Первую мировую (в ходе которой догнал и потопил вражескую подлодку) вплоть до 1919 года. В новой эпохе комфорт пассажиров вышел на первый план, небольшие выигрыши в скорости проигрывали усиливающейся вибрации, поэтому в ходе возвращения к гражданской службе выбор вновь на пал на 4-х лопастный центральный винт. В дальнейшем в карьере «Олимпика» центральный винт менялся еще дважды, его диаметр и шаг варьировались, но количество лопастей оставалось неизменным.

 

Рабочая книга "Олимпик"- класса с внесенными изменениями в конфигурации винтов. Информация в выделенном фрагмене гласит:
"Винты: Количество лопастей:
Боковые (3)
Центральный (3)"

 

Компьютерный рендер кормы "Титаника" с трехлопастным центральным винтом в сравнении с человеком (by Vasilije Ristovic)

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"