День, когда все поверили, что шлюпки на всех не нужны

День, когда все поверили, что шлюпки на всех не нужны

23 января 1909 года, 111 лет назад, лайнер «Уайт Стар Лайн» RMS Republic, находясь ранним утром в плотном тумане недалеко от побережья Нантакета, столкнулся с итальянским лайнером Florida и начал тонуть. «Флорида» врезалась в левый борт «Репаблика», в результате чего были задеты более 2 водонепроницаемых отсеков, что стало фатальным для лайнера. Нос «Флориды» сильно вмялся, однако распространение воды удалось остановить.

Вскоре началась одна из самых успешных историй спасения в морской истории. К счастью, на борту «Репаблика» был установлен телеграф «Маркони», что позволило судну отправить в эфир сигнал CQD – первым в истории. Более 400 пассажиров начали постепенно снимать с борта тонущего судна и переправлять на борт пострадавшей «Флориды» при помощи 11 шлюпок «Репаблика». Всех пассажиров уместить в шлюпках сразу было невозможно, но никто и не рассматривал такой вариант – шлюпки начали курсировать между «Репабликом» и «Флоридой» как небольшие тендеры. В итоге каждая из шлюпок совершила более 20 переходов, эвакуировав всех пассажиров за 4 часа.

400 дополнительных пассажиров перегрузили на небольшую и поврежденную «Флориду», и вскоре к месту катастрофы подошел другой лайнер «Уайт Стар Лайн» «Балтик», услышавший призыв о помощи. Началась вторая операцию по трансферу пассажиров (включая пассажиров «Флориды»), но уже с использованием шлюпок всех трех судов. Океан стал довольно неспокойным, поэтому эта операция продлилась около 8 часов, за время которой было произведено 84 загрузки и разгрузки шлюпок. После этого «Балтик» отправился в Нью-Йорк, а «Репаблик», попытки залатать или буксировать который провалились, затонул 39 часов спустя после столкновения. В ходе спасательной операции не пострадал ни один человек.

История спасения людей с поврежденного «Репаблика» впечатлила современников и оказала сильное влияние на мышление судостроителей того времени. Люди на живом примере убедились, что если судно оснащено водонепроницаемыми переборками, и тем более на нем есть радиостанция, то нет необходимости в шлюпках на всех. В случае аварии, переборки задержат воду, а шлюпки успеют перевезти всех за несколько раз на другое судно, которое откликнется на призыв о помощи и придет вовремя. Такой подход на практике показал современникам свою эффективность, убедившимся, что шлюпки на всех не нужны, а главное в судне – система водонепроницаемых переборок. Строившиеся в это время «Олимпик» и «Титаник» стали идеальным примером такого подхода. У британского Министерства торговли были планы по дальнейшему уменьшению количества обязательных к установке спасательных шлюпок, но события 15 апреля 1912 года продемонстрировали миру всю ошибочность такого мышления.

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"