Был ли «Титаник» самым богатым и роскошным лайнером?

Был ли «Титаник» самым богатым и роскошным лайнером?

Зачастую в качестве художественных приёмов для описания преимуществ внутреннего убранства «Титаника» авторы используют вычурные метафоры и эпитеты – «плавучий» отель или дворец, которые перемещаются из книги в книгу. Если копнуть глубже и изучить убранства лайнеров-современников «Титаника», такие знатные преувеличения, как роскошь и богатство интерьера, меркнут на фоне конкурентов и трансформируются в очередное заблуждение.

По мнению историка-эксперта Билла Содера, при проектировании лайнеров «Олимпик»-класса пароходная компания «Уайт Стар Лайн» вместе с верфью «Harland & Wolf» действительно акцентировали внимание на создании комфорта для пассажиров, а роскошь имела лишь косвенное значение. Обратимся к грандиозным корабельным проектам 1906 года. Над дизайнерской составляющей «Лузитании» работал архитектор Джеймс Миллар, а «Мавритании» - Гарольд Пето. Тандем дизайнеров отлично справился с заданными механическими ограничениями на «Лузитании» и «Мавритании», представив разумный компромисс между комфортом и скоростью. Видение, заложенное в проектное «трио» Альберта Баллина - генерального директора немецкой компании «HAPAG», повторяла принцип «Уайт Стар Лайн» - повышенный комфорт при умеренной скорости. Только в немецком понимании высокий уровень «комфорта» - это максимум помпезности, роскоши и дорогого декора.

 

Комната для чтения и письма на "Олимпике" (палуба "А"). Снимок сделан на левой борт, а через дальнее окно виден вестибюль, ведущий к Парадной лестнице. Под столиками аккуратно расставлены подставки для ног, чтобы отдыхающие могли расслабиться за чтением или написанием писем. После модернизации 1912/13 гг. дальнюю часть комнаты убрали в пользу дополнительных кают.



Концепция интерьера «Титаника» в сравнении с другими «трансатлантиками» объективно им проигрывает: столовая первого класса, в проект которой была заложена двухъярусная конструкция, была лишена второго этажа в пользу дополнительных апартаментов для аристократов. Дизайн мебели, шаблоны кают и другие элементы декора были заимствованы от ранних судов «Уайт Стар Лайн». Стоит упомянуть об алькове в римском стиле, расположенном в комнате для чтения и письма. На «Олимпике» и «Британнике» его вовсе убрали, чтобы освободить место для нескольких кают сомнительной ценности.

Вторая проблема состоит в том, что с точки зрения эстетики и стилистики дизайнерской составляющей «Титаника», можно насчитать массу непрактичных нюансов: длинные клаустрафобные коридоры, особенно ведущий в гостиную первого класса, «чёрный» вход во французский ресторан «А ля Карт», странная реконструкция дизайна турецкой бани, которая улучшила пассажиропоток к бассейну и обратно, но разрушила планировку помещения; чрезмерное использование эркеров в качестве строительных элементов вдоль променадов, которое привносило скучное однообразие в расстановку мебели.

 

Променад первого класса (палубе "А") на "Олимпике" (1911 год). Вид на ряд эркерных окон комнаты для чтения и письма.



Согласно современной классификации по «звездности», «Титаник» можно сопоставить с комфортабельным отелем трёх звезд со стандартным набором услуг, где на территории размещён тренажёрный зал, бассейн, турецкая баня, ресторан, обменный пункт и предусмотрены развлекательные мероприятия, чтобы скоротать свободное время и комфортно провести несколько дней, неспешно пересекая Атлантику. Интерьер общественных помещений и кают на борту лайнеров «Олимпик»-класса в 1912 году не считался чем-то особенным. Преувеличение до самых больших, самых роскошных, самых дорогих, совершенно уникальных – это результат мифообразования, который сформировался уже после трагедии «Титаника».

Источник: Группа в ВК "Лайнер-легенда «Титаник»"